Музейное пространство детского сада
Музейная педагогика в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания.
Нужен ли музей современному ребёнку, и как он влияет на его познавательно-речевое развитие? Современные дети живут в эпоху развития информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир посредством компьютера, но он не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствует речевому развитию дошкольников. И здесь основным средством развития познавательной сферы дошкольника выступает музей, организованный в ДОУ в рамках музейной педагогики. Музей в детском саду, по словам Н. А. Рыжовой, — «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей», по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного .
(Безрукова, М. И. Музейная педагогика в системе дошкольного образования и воспитания / М. И. Безрукова, Н. Н. Волкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3351/ )
Музейное пространство Невского района
Музейное пространство ГБДОУ детского сада № 62 Невского района Санкт-Петербурга
Мини-музей «Музей спорта» создан для формирования у детей познавательного интереса, приобщению их к культуре здорового образа жизни через музейную педагогику. Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важной особенностью мини – музея в ДОУ является участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.
Формы работы с детьми в мини-музее:
- Наблюдения, беседы, познавательные сообщения, игры, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, опыты и эксперименты, работа с информационными источниками, самостоятельная художественная деятельность.
- Физическое воспитание – есть основа основ дошкольного воспитания.
- Физическое упражнения, спортивные игры и развлечения создают хорошее самочувствие, «заряжают» ребенка бодростью и энергией.
- Игры с элементами спорта отличаются большим разнообразием взаимодействия сенсорных систем различной модальности, что также является важнейшим фактором совершенствования организации движений. По сравнению с подвижными играми, игры с элементами спорта более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние их на организм занимающихся шире и глубже.
- Экскурсия в Мини-музей Спорта
Совместная деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы "Капельки" в Мини-музее Спорта
Самостоятельная деятельность воспитанников подготовительной к школе группы "Капельки" с экспонатами Мини-музея Спорта
В мини-музее представлены разнообразные виды экспонатов спортивной направленности:
- разные виды спортивного снаряжения видов спорта - ракетки для тенниса и бадминтона, мяч футбольный, баскетбольный, волейбольный, шорты для тайского бокса, боксерские перчатки, лапы для тхэквондо, ролики, кимоно для каратэ, жилет для восточных единоборств, коньки, лыжи, хоккейная клюшка, шайба, защитные приспособления, плакаты, фотографии символы олимпийского движения, кубки и медали с соревнований, грамоты, полученные воспитанниками детского сада по разным видам спорта и т. д.
- ГАЛЕРЕЯ
Одной из важных задач дошкольного образовательного учреждения является профилактика и улучшение здоровья воспитанников от 2 до 7 лет. Сегодня современное общество особенно остро чувствует проблемы, связанные со здоровьем нынешнего молодого поколения и ощущает потребность в изменении ситуации.
Поскольку приоритетным направлением развития нашего детского сада является физическое развитие, то, безусловно, укреплению здоровья в ГБДОУ детском саду № 62 Невского района Санкт-Петербурга посвящается большая часть времени пребывания воспитанников. Для более продуктивной и интересной работы с детьми, педагогами детского сада была создана «Комната здоровья».
Основное назначение «Комнаты здоровья» – формирование ценностного отношения у детей к своему здоровью и совершенствование двигательных навыков и умений.
Важными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:
- - Формировать понимание необходимости заботится о своём здоровье, беречь его, учиться быть здоровым и вести здоровый образ жизни
- - Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию.
- - Усвоить определенные двигательные навыки и способности.
Комната имеет красочные и привлекательные элементы.
Для оснащения «Комнаты здоровья» использовались авторские разработки педагогов ГБДОУ детский сад №62 Невского района Санкт-Петербурга. Была создана комфортная атмосфера, которая оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.
«Комната здоровья» включает в себя: коврики здоровья, пособия для развития дыхания и коррекции зрения, пособие для развития тактильных ощущений «Гусеница», короба со сменяемым различного рода наполнением (камни, стружка, песок, соль), мешочки, балансер, различные мячи, прищепки (для развития мелкой моторики), игрушки киндер сюрпризов, которые используются для профилактики плоскостопия.
В «Комнате здоровья» педагог может заниматься с воспитанниками, как индивидуально, так и с малочисленными группами. Она подходит для восстановления организма ребенка после болезни, а также для релаксации и выплеска эмоций.
Занятия в таком помещении заряжают энергией и дарят массу позитивных эмоций.
ГАЛЕРЕЯ (ул. Народная д. 7 лит. С) |
«Русская изба» – это удивительный мир старины – тут и русская печь с чугунками и ухватами, и стол с самоваром и выпечкой, и люлька, куклы из ткани, соломы, ниток и обереги, прялка и сундук, лавка и полки с предметами русского быта: изделия из бересты, глины, чугунные изделия, деревянная утварь. На окнах занавески, герань, издревле любимая в деревне, стены украшают искусно вышитые рушники, салфетки. Здесь же утюги, кринки, туесок, варежки, лапти и многое другое.
Основной задачей при организации «Русской избы» было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путём его действенного познания. Таким образом, «Русская изба» является полноценным Центром активности для воспитанников ГБДОУ детский сад № 62 Невского района Санкт-Петербурга. В «Русской избе» педагоги проводят познавательные занятия для детей по подгруппам в соответствии с планом работы на 2020-2021 учебный год.
Все предметы в «Русской избе» – интерактивны. Дети не только рассматривают экспонаты, но и действуют с ними, узнают их применение. В такой атмосфере гораздо лучше воспринимается весь познавательный материал. В атмосфере «Русской избы» дети даже раннего дошкольного возраста имеют возможность ощутить себя частью русского народа, хотя еще в полной мере и не осознавая этого.Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – способствует развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.
В год 75-летия Великой Победы и с целью создания условий для обогащения детей дошкольного возраста знаниями о Великой Отечественной войне, воспитания патриотизма, чувства гордости за свою семью в ГБДОУ детский сад № 62 Невского района Санкт-Петербурга (пр. Большевиков д. 63 корп. 5 лит. А) был создан мини-музей «Память сердца. Расскажи мне о войне».
Педагогам было важно найти оптимальную форму подачи исторического материала для восприятия детьми разного возраста, начиная с дошкольного. Ведь рассказывая о войне и блокаде, следует избегать ярких эмоциональных примеров страданий, перенесенных жителями нашего города. Опора делается на эмоционально-чувственную сферу ребенка и демонстрацию героической стороны событий, рассказы об общих усилиях Победы над коварным врагом. Для этого педагогическими работниками детского сада используются все известные приемы: наглядные, практические, исследовательские, игровые, речевые.
Через ряд предметов военного времени, собранных в музее, ребята узнают о солдатском быте, о письмах-треугольниках с войны, о работе школ и детских садов в осажденном городе, об эвакуации и о легендарной «Дороге жизни». В музее собрана коллекция портретов прадедушек воспитанников, воевавших в годы Великой Отечественной войны. Родители вместе со своими детьми готовят дома материал для выставки, рассказывают детям о том, кем были их родственники, как защищали свою страну от врага, делают рисунки на эту тему и создают памятные альбомы. На выставке дети с гордостью показывают изображения своих родных, рассказывают о них то, что узнали от родителей. Дети становятся активными участниками процесса познания, им предоставляется возможность «путешествовать во времени», действовать с музейными экспонатами, у детей появляется радость, заинтересованность, они открываются для получения информации, узнают о новых фактах истории, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось из поколения в поколение. В создании выставок и проведении экскурсионных бесед участвуют не только педагоги, но и дети, и их родители. В коллекции музея имеются уже такие предметы, как: солдатская фляга, каска, пилотка, плащ-палатка, кружка, керосиновая лампа, чемодан, утюг, гармонь, фотографии, книги, макеты военных действий, буржуйки и многое другое.
Главное отличие от настоящих музеев в том, что в мини музее дети могут играть, создавать собственными руками экспонаты для выставочной экспозиции, т. е. участвовать в творческом процессе наравне с взрослыми.
Внимание детей дошкольного возраста ещё недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка.
Патриотическое чувство не возникает само по себе, это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Обзорная экскурсия по Мини-музею "Память сердца. Расскажи мне о войне"
Основные формы и методы деятельности:
- Совместная деятельность педагогов с воспитанниками и их родителями (законными представителями), родственниками, ветеранами по сбору музейных экспонатов и предметов;
- Работа с краеведческим, литературными, информационными и научными источниками, с архивным материалом, опрос и анкетирование родителей (законных представителей) и других;
- Просветительская (образовательная) деятельность музея включает разработку и проведение разнообразных образовательных форм деятельности с дошкольниками (непрерывная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, взаимодействие с семьями, экскурсии, викторины, конкурсы и др.);
- Информационно-аналитическая деятельность музея включает – оформление стендов, витрин, выставок различной тематики, выпуск газет, создание видеофильмов;
- Общественно-полезная деятельность музея: создание макетов, изготовление предметов, поделок и других наглядных материалов.
Педагогические технологии, используемые в работе мини-музея: - технология проектного обучения;
- технология учебно-исследовательского обучения;
- технология личностно-ориентированного образования;
- методика коллективной творческой деятельности.
Образовательная деятельность педагога с детьми подготовительной к школе группы в Мини-музее "Память сердца. Расскажи мне о войне"
Самостоятельная деятельность воспитанников подготовительной к школе группы с экспонатами Мини-музея "Память сердца. Расскажи мне о войне"