Метеостанция
Привить основы экологического и трудового воспитания — важная задача современного детского сада. Одним из доступных и эффективных способов сделать это является создание метеостанции на уличной территории в детском саду. В дошкольном воспитании процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического и трудового воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования, умения трудиться, ухаживать и беречь все живое вокруг. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.
Постройка на территории нашего ДОУ метеостанции, стала важной составляющей частью работы по экологическому воспитанию дошкольников. Так собственными силами педагогов и родителей была создана на территории ДОУ метеостанция "Юные метеорологи", в состав которой вошло оборудование двух типов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала
метеорологическая будка, в которой лежат:
барометр (прибор для определения атмосферного давления)
шишки (природный барометр – для определения влажности воздуха. Если воздух сухой – они раскрываются, если влажный – закрываются)
компас (прибор для определения сторон света)
линейка (прибор для измерения уровня осадков)
лупы (индивидуальные увеличительные приборы), гигрометр
осадкомер (прибор для измерения уровня осадков (снега и воды). В зимнее время собранный в дождемер снег заносится в теплое помещение и измеряется в жидком состоянии
ветряной рукав – (прибор для определения направления ветра и его силы)
солнечные часы
флюгер (прибор для определения направления ветра)
термометр для почвы и воздуха
Продуманная организация и оборудование метеоплощадки обеспечила возможность осуществлять экологическое воспитание детей соответствующими методами: проводить многоразовые наблюдения за приборами; фиксировать наблюдения за приборами доступными для детей способами; обсуждать увиденное; отражать впечатления и представления о работе метеоплощадки в разных формах художественной и игровой деятельности.
Паспорт метеостанции "Юные метеорологи"
План работы метеостанции на 2024-2025 учебный год
Таким образом, метеоплощадка – это важнейшее условие реализации системы экологического воспитания дошкольников.
Цель метеостанции вовсе не в том, чтобы вырастить из дошкольников будущих синоптиков. В первую очередь, комплекс помогает детям повысить экологическую грамотность , учит заботиться о природе через трудовой воспитание, формирует понимание взаимосвязи между состоянием окружающей среды и деятельностью человека. Кроме того, занятия на метеоплощадке помогают детям всесторонне развиваться.
Родители также активно вовлечены в этот процесс. Их участие помогает создать атмосферу сотрудничества и поощряет детей к исследованиям как в детском саду, так и дома. Проект становится связующим звеном между семьей и образовательным учреждениям, позволяя родителям делиться своим опытом и знаниями о природе.
Таким образом, «Метеоплощадка в детском саду» — это не просто проект, а целая система обучения, которая способна формировать экологическую грамотность и развивать познавательные и творческие способности детей, делает процесс обучения живым и увлекательным. Каждое занятие на метеоплощадке становится шагом к осознанию важности устойчивого развития и ответственного отношения к планете, что важно уже с раннего возраста.
Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников является метеостанция (метеоплощадка).
Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.
Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.
Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще - не значит лучше и интереснее. При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - все это важно для общего развития ребенка. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды мы оборудовали на своем участке метеостанцию. С ее созданием появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий. Для метеостанции выбрали открытый участок и установили метеодомик.
Для наблюдения за погодой были использованы традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы).
Все показания приборов фиксируются в дневнике погоды, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.
Таким образом, работа на метеостанции позволяет детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:
наблюдать за небом и облачностью,
с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра,
с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра,
измерять количество осадков с помощью дождемера,
определять температуру воздуха с помощью термометра,
с помощью барометра делают предполагаемый прогноз погоды,
сообщать прогноз погоды педагогам, родителям.
Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие с приборов и составление прогнозов.
Ежедневные наблюдения погоды организованы разнообразно, для того чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям только возрастал.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |